Пальчиковая гимнастика: зарядка для пальцев рук

Пальчиковая гимнастика для детей в стихах

Пальчиковая гимнастика: зарядка для пальцев рук

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело – разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки.

Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).2. Обязательно чередуйте три типа движений:сжатие;растяжение;

расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

      Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)Чтоб окошко было в нём,(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)Чтоб у дома дверь была,(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и “растопыриваем” пальчики)Чтоб вокруг забор стоял,Пёс ворота охранял,(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)Солнце было, дождик шёл,(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы “растопырены”.

Затем пальцы опускаем вниз, делаем “стряхивающие” движения)И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики –   “бутончик тюльпана”)

       Друзья – садоводы

Палец толстый и большойВ сад за сливами пошёл.(Ладошка собрана в “кулачок”. Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)Указательный с порогаУказал ему дорогу.

(Отгибаем указательный пальчик, далее “сгибаем-разгибаем”)Средний палец самый меткий,Он сбивает сливы с ветки.(Отгибаем средний пальчик, “сгибаем-разгибаем” его.

При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)Безымянный подбирает,(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)А мизинчик-господинчикВ землю косточки бросает!

(Отгибаем мизинчик)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты – показываем “кораблик”)Он плывёт издалека,(Приставляем горизонтально левую руку к глазам – “смотрим вдаль”)На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(Показать 4 пальца)У них ушки на макушке,(Приставляем обе ладошки к своим ушам)У них длинные хвосты,(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)И страшны им только кошки, только кошки да коты!(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем – получаются “коготки”)В конце этой игры можно спросить у ребёнка:-Что за моряки были на кораблике?

Ответ: мышки

       Лодочка

Две ладошки прижму,И по морю поплыву.(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)Две ладошки, друзья, -Это лодочка моя.

(Делать волнообразные движения руками – “лодочка плывёт”)Паруса подниму,(У соединенных вместе рук в форме “лодочки” поднять вверх большие пальцы)Синим морем поплыву.

(Продолжить волнообразные движения руками – “лодочкой”)А по бурным волнамПлывут рыбки тут и там.

(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения – “рыбки плывут”)

       Мышка

Мышка в норку пробралась,(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)На замочек заперлась.(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)В дырочку она глядит,(Делаем пальчиками колечко)На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

       Апельсин

(Рука сжата в кулачок)Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево)Много нас, а он один!(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)Эта долька для ежа,(Разгибаем указательный пальчик)Эта долька для чижа,(Разгибаем средний пальчик)Эта долька для утят,(Разгибаем безымянный пальчик)Эта долька для котят,(Разгибаем мизинчик)Эта долька для бобра,(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)Ну, а волку – кожура.(Двумя руками показываем волчью пасть)Он сердит на нас – беда!(Складываем руки домиком)

В домик прячемся – сюда!

       Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)Надуваем быстро шарик.(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом – шарик надут)Он становится большой.(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)Вдруг шар лопнул,воздух вышел -(Смыкаем вместе пальчики)

Стал он тонкий и худой!

       Летела сова

(Машем руками)Летела сова,Весёлая голова.Летела-летела,(Кладём руки на голову)На головку села.Села, посидела,Головой повертела(Снова машем руками)

И опять полетела.

       Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)Поросенок ПятачокОтлежал себе бочок!(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх – потягиваемся)Встал на ножки,Потянулся!(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)А потом присел,Нагнулся!(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)И немножко поскакал,И на месте пошагал.(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)А потом опять прилёг, –

Но уже на левый бок!

       Белка

(В самом начале кулачек сжат)Сидит белка на тележке,Продаёт она орешки:(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)Лисичке-сестричке,Воробью, синичке,Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

      Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)Этот пальчик большой -Это папа дорогой.Рядом с папой – наша мама.Рядом с мамой – брат старшой.Вслед за ним сестренка -Милая девчонка.И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

       Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)Раз, два, три, четыре, пять(“Идём” по столу указательным и средним пальчиками)Мы во двор пришли гулять.

(“Лепим” комочек двумя ладонями)Бабу снежную лепили,(Крошащие движения всеми пальцами)Птичек крошками кормили,(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)С горки мы потом катались,(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)А ещё в снегу валялись.(Отряхиваем ладошки)Все в снегу домой пришли.(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

        Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки.)Паучок ходил по ветке,А за ним ходили детки.(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение – дождик.)Дождик с неба вдруг полил,(Хлопок ладонями по столу/коленям.

)Паучков на землю смыл.(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками – солнышко светит.)Солнце стало пригревать,(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)Паучок ползёт опять,(“Паучки” ползают по голове.

)А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

        Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)Берёза моя, берёзонька.(То же, но левой рукой)Берёза моя кудрявая.

(подъём рук вверх, вдох)Стоишь ты, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Посредь долинушки,(подъём рук, вдох)На тебе, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Листья зелёные,(Подъём рук, вдох)Под тобой, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Трава шёлковая,(Подъём рук, вдох)Вокруг тебя, берёзонька,(Опустить руки, длительный выдох)Девицы красные

Венки вьют, плетут…

        Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)Пять маленьких рыбок играли в реке,(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)Лежало большое бревно на песке,(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими “ныряющее” движение.)И рыбка сказала: “Нырять здесь легко!”(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

)Вторая сказала: “Ведь здесь глубоко.”(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)А третья сказала: “Мне хочется спать!”(Быстро качаем ладонями – дрожь.)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)А пятая крикнула: “Здесь крокодил!(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.

)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!”

       Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)Шла кукушка мимо рынка,(Ладони соединяются “ковшом” – корзинка.)У неё была корзинка,(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)А корзинка на пол – бух!(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

        Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). “Улей” прижат к “ёлке”.)Домик маленький на ёлке,Дом для пчёл, а где же пчёлки?(Заглядываем в “улей”.

)Надо в дом постучать,(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)Раз, два, три, четыре, пять.Я стучу, стучу по ёлке,Где же, Где же эти пчёлки?(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.

)Стали вдруг вылетать:(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

Раз два, три, четыре, пять!

        На постой

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы – порог избы.

(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.

)Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.

)Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы “пляшут” совершая перекрестные движения.)Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди.

Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)

(Руки вытягиваются вперед.)

       Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)Две огромные медузыПрилепились пузом к пузу.(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)Выгнем щупальца сильнее-

Вот как гнуться мы умеем!

      Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)Мыли мылом ручки.Мыли мылом ножки.Вот какие ладушки,Ладушки ладошки!Наварили кашкиПомешали ложкой.Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Строили ладошкиДомик для матрешки.Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Курочке ПеструшкеНакрошили крошек.Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Хлопали ладошкиТанцевали ножки.Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Прилегли ладошкиОтдохнуть немножко.Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку

Источник: https://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html

Подборка пальчиковых гимнастик в стихах для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика: зарядка для пальцев рук

Татьяна Кондугашева
Подборка пальчиковых гимнастик в стихах для детей дошкольного возраста

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. Наладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.

Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры.

Специалисты восточной медицины утверждают что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

• Способствует овладению навыками мелкой моторики.

• Помогает развивать речь.

• Повышает работоспособность коры головного мозга.

• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

• Снимает тревожность.

* * *

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы, (Загибают большой палец).

Листья рябины, (Загибают указательный палец).

Листики тополя, (Загибают средний палец).

Листья осины, (Загибают безымянный палец).

Листики дуба мы соберем, (Загибают мизинец).

Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки).

* * *

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали. (Сжимают и разжимают кулачки).

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем. (Пошевелить всеми пальцами).

* * *

Сидит белка на тележке, (Сжимают и разжимают кулачки).

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке, (Поочередно разжимают пальцы).

Воробью, синичке,

Мишке – топтыжке

И зайчику- трусишке.

* * *

Карандаш в руках катаю, (Прокатывать карандаш между большим

Между пальчиков верчу. пальцем и поочередно всеми остальными).

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Наша группа

В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший — это я. (Разжимают пальчики поочередно

Это Маша, начиная с мизинца).

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

Дружба

Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)

Мы закончили считать.

Как живёшь?

– Как живёшь? – Вот так! (Показать большой палец)

– А идешь? – Вот так»! («Шагать» пальчиками по столу)

-Как даешь? – Вот так! (Протягивать открытую ладонь)

– Ждёшь обед? – Вот так! (Кулачок подпирает лицо)

– Машешь вслед? – Вот так! (Помахать рукой)

-Утром спишь? – Вот так! (2 ладошки под щекой)

– А шалишь? – Вот так! (Щёки надули и руками лопнули)

Девочки и мальчики

Наши девочки и мальчики (Дети держат руки на поясе)

Ловко прыгают как мячики (Прыгают)

Головой слегка качают (Качают головой)

И красиво приседают (Приседают)

Ручками хлопают вот так, вот так (Хлопки 4 раза)

Ножками топают вот так, вот так (Топают 4 раза)

Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)

Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)

На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)

Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)

Месим тесто

Тесто мнем, мнем, мнем! (Руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем! (Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки, одновременно и поочередно)

Пироги мы испечем. (Руками совершаем движения, как будто лепим снежки)

Салат

Мы морковку чистим- чистим (Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).

Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).

Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).

И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).

Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперёд).

Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)

Компот

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»).

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают»).

Угостим честной народ.

Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках).

Много мебели в квартире. (Сжимают – разжимают кулачки).

В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная с большого).

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).

Много мебели в квартире.

Помощники

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить).

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу).

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой).

Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить).

Снежок

Раз, два, три, четыре (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят» меняя положение ладоней).

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).

И совсем, совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз – подбросим. (Смотрят вверх, подбрасываю воображаемый снежок).

Два – поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок).

Три – уроним (Встают, роняют воображаемый снежок).

И … сломаем. (Топают).

Транспорт

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим)

В морях – корабли, ледоколы, суда, (То же пальцами другой руки)

Они очень редко заходят сюда.

Кормушка

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы,

Воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

На водопой

Жарким днем лесной тропой («Шагают» по столу).

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок, (На каждое двустишие разгибают

За мамой лисицей крался лисенок, по одному пальчику, начиная с мизинца).

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамой медведицей шел медвежонок,

За мамою белкой скакали бельчата,

За мамой зайчихой косые зайчата, (Делают «ушки» «шагают» по столу).

Волчиха вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

Весёлый человечек

Я – веселый человечек,

Я гуляю и пою.

Я – веселый человечек,

Очень я играть люблю. (Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу).

Разотру ладошки сильно, (Растирают ладони).

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну. (Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги).

Руки я затем помою, (Потирают ладони.)

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу. (Складывают пальцы в замок.)

Дружные пальчики

Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)

Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний “идут” по другой руке).

Эти – любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга, шурша).

Эти – тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца).

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)

Мышка зернышко нашла

Мышка зёрнышко нашла,

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку – с капустой,

Мышонку – с картошкой,

Мышонку – с морковкой,

Мышонку – с морошкой.

Для большого толстячка –

Аж четыре пирожка:

С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

Грибы

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагают пальчиками по столу)

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, (Загибают по одному пальчику)

Этот пальчик гриб нашел, (Начиная с мизинца)

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Ягоды

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)

В лес идем мы погулять. (Обе руки идут по столу)

За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большего)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Моя семья

Знаю я, что у меня (Поднимают руку ладонью к себе)

Дома дружная семья: (И в соответствии с текстом)

Это – мама, (В определенной последовательности загибают пальцы)

Это – я, (Сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец)

Это – бабушка моя, (Средний и большой)

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/podborka-palchikovyh-gimnastik-v-stihah-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Пальчиковая гимнастика: зарядка для пальцев рук – Твой суставчик

Пальчиковая гимнастика: зарядка для пальцев рук

Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. Маленькая лодочка по реке плывет,На прогулку лодочка малышей везет.

Гимнастика для пальчиков упражнение –Пароход

Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы подняты вверх – это труба.

Пароход плывет по речке, И труба дымит как печка.

Гимнастика для пальчиков упражнение -Фонарики

Вариан 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись! Фонарики погасли!

(пальцы выпрямить) (пальцы сжать)

Второй вариант гимнастики для пальчиков упражнение -Фонарики

Вариант 2. (усложненный)

Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет раз-два . На раз пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На два : пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счет, а потом – сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Гимнастика для пальчиков упражнение –Печем блины

Вариант 1. Попеременно касаемся поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.

Мама нам печет блины,

Встали мы сегодня рано

Вариант 2. А) левая рука касается стола ладонью, правая тыльной стороной: Б) смена позиции. Теперь левая рука касается стола тыльной стороной, правая рука ладонью. Упражнение можно выполнять на счет «раз-два» или сопровождая движения стихами (см. вариант 1 )

Гимнастика для пальчиков упражнение –Флажки

Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

Я в руках флажки держуИ ребятам всем машу!Вариант 2 (усложненный). Поочередно менять положение рук на счет: «раз-два». «Раз»: левая рука – выпрямлена, поднята вверх, правая рука – опущена вниз.

«Два»: левая рука опущена вниз, правая рука – поднята вверх.

Гимнастика для пальчиков упражнение –Моем руки

«Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.

Будем чистыми всегда!

«Стираем водичку с рук»; пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.

Вытираем ручки очень быстро.

Развитие мелкой моторики или гимнастика для пальчиков

Мелкая моторика — это утонченные движения руки. У взрослых она достигает разной степени развития: в зависимости от профессии, натренированности и т.п. Для ребенка это очень важно, поскольку влияет на темпы его психического развития и даже — формирование речи у детей.

Упражнения для развития моторики рук

Во время утренней зарядки не забывайте о пальчиках. Разминайте и поглаживайте их: начинайте движения с них во время массажа.

Делайте упражнения для пальчиков, одновременно декламируя детские стихотвореньица.

Читая стих, сгибайте в кулачок и разгибайте пальчики ребенка.

Этот пальчик -дедушка, Этот пальчик -бабушка, Этот пальчик -папа, Этот пальчик -мамочка, А этот пальчик это -я

Вот и вся моя семья!

Проговаривая эти стихи, можно загибать пальчики по-разному: начинать то из мизинца, то из большого пальчика; поочередно то на левой, то на правой руке.

Покажите ребенку, как пальчики «здороваются». На одной ручке: кончик большого пальца поочередно затрагивает указательный, средний, безымянный и мизинец; на обеих ручках: раздвинутые пальчики левой и правой ручек затрагивают друг друга.

Покажите ребенку, как пальчики «бегают» наподобие маленького человечка, поочередно передвигая по поверхности стола указательный и средний пальчики левой и правой руки.

Можно научить ребенка делать из пальчиков разнообразные фигурки. Для развития всех пальчиков можно качать шарики из пластилина или любые другие, из того, что есть в арсенале игрушек, составлять пирамидки, перекладывать с одной кучки в другую карандаши, спички, пуговицы.

Сорока ворона

Ну а известную народную «Сороку ворону» вам наверно напомнит бабушка. Возьмите левую ручку ребенка, поверните ее ладошкой к себе и начинайте поглаживать по кругу указательным пальцем правой руки. Потом поочередно, начиная из мизинца, загибайте все пальчики на руке, приговаривая:

Сорока-ворона, На печке сидела, Деткам кашу варила. Этому дам, этому дам, Этому дам и этому дам, А этому не дам! Он дрова не носил, Тесто не месил, Печку не топил,

Деток гулять не водил

Настоящий лежебока!

Научите ребенка нанизывать кольца на колышки, а когда он научится это делать, можно поучить ее считать, называть цвета, сравнивать большие и малые кольца. С помощью классических кубиков можно построить башню, домик и все, на что «расщедрится» ваша фантазия или придумает сам малыш. Не забудьте при этом его похвалить.

Ложка к обеду

Самостоятельное использование ложки во время еды — это также стимуляция мелкой моторики, а как только малыш сможет держать в руках карандаш, можно вместе учиться рисовать.

Не сердитесь, если сначала вместо целенаправленных движений по листу бумаги малыш будет стучать по нему карандашом. Разрешите ему насладиться и этим процессом, а потом вместе начните выводить разнообразные линии.

Побуждать у малыша интерес к рисованию вам поможет разноцветный мел или восковые карандаши с толстым и мягким стрежнем.

Можно рисовать и просто пальчиками (существуют такие краски для малышей), важно лишь, чтобы все это не оказалось у малыша во рту еще до того, как вам удастся что-то с ним нарисовать.

Материалом для творчества могут быть и песок на дворе, и приготовленное для пирогов тесто, и молочная каша, которую, перед тем как ее съесть, малыш украсит разными фруктами. Одно слово, импровизируйте вместе, не отвлекаясь от домашних дел! Мало кто из малышей удержится от соблазна нарисовать что-то на стенах комнаты.

Постепенно кисти рук станут более подвижными и гибкими, что в дальнейшем разрешит легче овладевать навыками письма, языка, а заодно будет развиваться творческое мышление ребенка.

Зарядка для пальчиков (или пальчиковая гимнастика) – песенки, потешки

Упражнения для пальчиков очень хорошо развивают мелкую моторику, стимулирует речевую активность ребенка, замечено, что у детей с плохо развитой речью нередко встречаются плохо скоординированные движения пальцев. Эта гимнастика также подготавливает ребенка к письму и к рисованию.
Упражнения лучше всего делать с ребенком вместе — вы показываете, а ребенок повторяет…

Здесь я приведу несколько примеров пальчиковой гимнастики:

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди… Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора

Левая ладошка повернута к ребенку и он в соответствии с текстом загибает правой рукой свои пальчики, начиная с мизинца. Затем, обратившись к большому пальцу, разогнет все пальчики.

ПРЯТКИ В прятки пальчики играли

И головки убирали Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы. Можно усложнить задачу — поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках

КАПУСТКА Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трем-трем,

Мы капустку жмем-жмем.

— движения прямыми ладонями вверх-вниз, — поочередное поглаживание подушечек пальцев, — потирать кулачок о кулачок,

— сжимать и разжимать кулачки

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!», Два щенка: «Ав-ав!», Два жеребенка: «Иго-го!», Два тигренка: «Р-р-р!», Два быка: «Му!».

Смотри, какие рога.

— На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.
— На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать! Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые,

Хотя не очень… чистые.

— На первую строчку – по очереди загибаем пальчики на правой руке. — На следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки. — На шестую строчку – загибать поочередно пальцы на левой руке.

— На последние строчки – помахать пальчиками обеих рук.

ПЯТЬ МАЛЫШЕЙ Один малыш качается в саду, Два малыша купаются в пруду, Три малыша ползут к дверям в квартире, А в это дверь стучат еще четыре. С пятью другими тоже все в порядке: Им весело, они играют в прятки. Где притаились, ясно и ежу, Но я глаза зажмурил и вожу: «Один, два три… Два, три, четыре, пять…

Ну, берегитесь: я иду искать!»

— Показать указательный палец (вверх), опустить вниз, покачать туда-сюда — Показать два пальца, с помощью рук изобразить пловца — Показать три пальца, имитировать ползание — Постучать правой рукой в ладонь левой, показать четыре пальца — Ладонь с растопыренными пальцами — Закрыть ладонями глаза — Руки в замок, большие пальцы на отлете – «нос», пальцы одной руки – вверх (будто иголки) — Закрыть глаза ладонью — Поочередно разгибать пальцы

— Погрозить пальцем, имитировать движения, будто ловим кого-то

ПРОГУЛКА Пошли пальчики гулять, А вторые – догонять. Третьи пальчики – бегом, А четвертые пешком. Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

— Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, — На первую строчку – большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу.

— На вторую строчку по столу двигаются указательные пальчики, — На третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе, — На четвертую – медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, — – На пятую – мизинцы,

— На шестую – хлопок обоими кулаками по поверхности стола.

Источник: https://tvoysustavchik.ru/pal-chikovaya-gimnastika-zaryadka-dlya-pal-cev-ruk/

Пальчиковая гимнастика: 9 простых и полезных игр для малышей – Телеканал «О!»

Пальчиковая гимнастика: зарядка для пальцев рук

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев.

Благодаря регулярным занятиям пальчиковой гимнастикой развивается мелкая моторика рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самого рождения! Эти 9 простых и полезных игр для разного возраста обязательно понравятся вашему малышу.

Сорока-белобока

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила: (взрослый делает круговые движения пальцем на ладошке ребенка)

Этому дала (загибаем мизинчик ребенка)

Этому дала (загибаем безымянный пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем средний пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем указательный пальчик ребенка)

А этому не дала (держим большой пальчик ребенка)

Ты дров не рубил, воду не носил, печку не топил, кашу не варил — нет тебе кашки!

Этот пальчик

Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);

Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);

Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);

Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);

Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);

Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)

Твоя ладошка

Твоя ладошка — это пруд,

По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

Имена для пальчиков

Пять пальцев на руке своей

Называть по имени сумей.

Первый палец — боковой (ребенок держит большой пальчик)

Называется Большой.

Палец второй —

Указчик старательный (ребенок держит указательный пальчик)

Не зря его называют Указательный.

Третий твой палец

Как раз посредине (ребенок держит средний пальчик)

Поэтому Средний дай ему имя.

Палец четвертый зовут Безымянный (ребенок держит безымянный пальчик)

Неторопливый он и упрямый.

Совсем как в семье

Братец младший любимец (ребенок держит мизинец)

По счету он пятый,

Зовется Мизинец.

На прогулку

Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола)

Что я делала?

В понедельник я стирала (кулачки трём друг о друга),

Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач (печём «пирожки»),

Весь четверг искала мяч (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»),

Чашки в пятницу помыла (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки),

А в субботу торт купила (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев).

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения (машем ладошками к себе).

Сколько птиц?

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Мы расскажем: (на каждое название птицы загибают по одному пальцу)

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек (опять сжимают и разжимают кулачки).

Замок

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули… (тянем кисти в стороны)

Покрутили… (волнообразные движения)

Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли! (пальцы расцепились)

Семь сыновей

У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показывая «избушку»)

Семь сыновей (показать семь пальцев),

Все без бровей (очертить брови пальцами),

Вот с такими ушами (ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам),

Вот с такими носами (показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом),

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы),

Вот с такой бородой (показать руками большую бороду)!

Они не пили и не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку»)

На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев).

Sergey Novikov/goodmoments/Elena Vasilchenko/Shutterstock.com

развитиепсихологияполезные советыподготовка к школе

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/9916

КостиЗдоровы
Добавить комментарий