Формирование правильной осанки у ребенка, дошкольника, подростка: советы, упражнения, оборудование для занятий

Упражнения для формирования правильной осанки для детей 4-6 лет

Формирование правильной осанки у ребенка, дошкольника, подростка: советы, упражнения, оборудование для занятий

«ВОЛК И ПОРОСЯТА»

Цель: формировать у детей устойчивый навык правильной осанки с помощью стены без плинтуса.

Оборудование: стена без плинтуса.

Ход игры

По сигналу воспитателя или водящего дети двигаются по залу в различных направлениях, выполняя произвольные движения. Ребёнок-водящий («волк») через некоторое время выскакивает из укрытия и пытается запятнать детей. Спастись можно в домиках (специально очерченных местах в зале возле стены без плинтуса).

Для этого необходимо плотно прижаться к стене пятками, голенью, ягодицами, лопатками, плечами, затылком (руки вдоль туловища) и не двигаться.

Тот, кто принял неправильную осанку или не добежал до стены, считается пойманным и выполняет задания «волка» на укрепление мышечного корсета (отжимания от гимнастической скамейки, приседания, подъёмы туловища из положения лёжа и т.д.). Водящий меняется, и игра продолжается.

Методические указания. Все игры и специальные упражнения для развития интереса и речи лучше сопровождать потешками, считалками и стихами, например:

Поросята.

Серый, серенький волчок

Вышел из засады,

Он зубами щёлк да щёлк,

Мы совсем не рады…

Волк.

Поросят поймать мне нужно

И себе устроить ужин.

Ведь лучше и не надо

Мне другой награды.

Поросята.

А ты попробуй догони.

Разбежались — раз, два, три…

«ЦВЕТОЧЕК»

Цель: учить дошкольников правильно распределять нагрузку на весь опорно-двигательный аппарат, фиксировать позу.

Оборудование: обруч.

Ход игры

Дети двигаются под музыку, выполняя любые движения. По сигналу они должны быстро прилечь вокруг обруча, касаясь его ступнями в виде лепестков, и чётко зафиксировать позу, симметрично расположив части тела (руки вдоль туловища — в стороны или вверх, ноги прямые).

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

А потом ещё вокруг.

Лишь коснёшься ты земли,

Спинку ровненько держи!

Методические указания. Воспитатель обращает внимание на то, как дети опускаются на пол (не шлёпаясь всем телом).

«НЕ УРОНИМ ШЛЯПУ»

Цель: формировать умение принимать правильную осанку, учить сохранять её в движении.

Оборудование: мешочки с песком (200—300 г) по количеству детей.

Ход игры

Дети стоят. Им кладут на голову лёгкий груз («шляпу» в виде мешочка, наполненного песком).

Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельно полу, руки спокойно опущены вдоль туловища), воспитатель даёт сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате (площадке), сохраняя ровную осанку.

Можно усложнить игру, предложив играющим пройти по начерченной линии, пританцовывая, бегом или переступая через разные предметы и приговаривая:

Хожу я прямо в шляпе,

Как будто это папа

Шагает на работу,

А, может быть, в кино.

И главное, ребята, —

Шагаю с настроением

И ем я эскимо.

«ГОЛОВА НОГИ»

Цель: формировать у детей навыки правильной осанки; развивать силовые качества, укреплять мышцы брюшной полости.

Оборудование: не требуется.

Ход игры

Ребёнок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Затем приподнимает носки и одновременно голову, смотрит на ноги (на счёт 1, 2, 3, 4). Ребёнок повторят счёт, после чего медленно опускает на коврик голову, а потом ноги. Воспитатель контролирует положение позвоночника ребёнка, который должен всей спиной прижаться к коврику.

Я лежу на коврике

Очень-очень ровненько.

Ножки дружно поднимаю,

Стройным, сильным быть желаю!

«НАРЯДИ БЕРЁЗКУ»

Цель: тренировать детские мышцы спины, гибкость позвоночника; воспитывать уважение к сопернику.

Оборудование: тренировочная стена из ковролина.

Ход игры

На липучках располагаем на ковровой поверхности стволы берёзок из ткани или бумаги и листики разных размеров.

По сигналу дети «наряжают берёзки» в осенний убор. Брать листья нужно только по одному. Выигрывает тот, кто быстрее и выше прикрепит листики на берёзку.

«ПЧЁЛКИ И ЛАСТОЧКА»

Цель: учить детей умению бегать, сохраняя правильное положение тела; развивать быстроту реакции, смелость, координацию движений рук и ног.

Оборудование: обруч («гнездо»).

Ход игры

Один ребёнок — «ласточка», остальные — «пчёлки». Играющие («пчёлки») летают по поляне, размахивая «крылышками» (руками) и издавая характерное жужжание (спинки ровные), напевая песню:

Пчёлки летают,

Мёд собирают.

«Ласточка» сидит в «гнезде» и слушает песенку. По окончании песенки говорит:

Ласточка летает быстро —

Пчёлке нужно улетать,

Будешь чуть нерасторопной,

Может ласточка поймать…

С последними словами «ласточка» вылетает из «гнезда» и ловит «пчёл». Пойманные «пчёлы» принимают определённую позу (спинка ровная, руки в стороны).

«СОХРАНИ ОСАНКУ»

Цель: закреплять умение принимать правильную осанку, учить сохранять её в движении.

Оборудование: не требуется.

Ход игры

По предложению взрослого ребёнок подходит к стене без плинтуса, принимает правильную осанку: руки опущены, затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены, голова прямая шея вертикально, взгляд устремлён вперёд, губы сомкнуты, плечи слегка опущены на одном уровне, лопатки сведены, передняя поверхность грудной клетки развёрнута, живот слегка подтянут, ягодицы напряжены, колени выпрямлены.

Скользя по стене тыльной стороной кистей, ребёнок слегка поднимает руки, пальцы разведены (как у ёлочки иголочки), напряжены. В такой позе отойти на 3—4 шага вперёд от стены (поза напряжённая), затем руки свободно опустить, но всё туловище и голову держать прямо (будто «орешек проглотил»), пройтись 1—2 раза по комнате, сохраняя правильную осанку, со словами:

Я стройный, как ёлочка,

Я стройный, как линеечка,

Все любят стройных мальчиков,

Все любят стройных девочек».

«ВОЛШЕБНЫЕ КВАДРАТИКИ»

Цель: развивать воображение детей в движениях посредством музыки и художественного слова; упражнять в равновесии на ограниченной площади; развивать координационные способности и двигательное творчество.

Оборудование: квадратики по количеству детей, карточки с изображением зверей, птиц, набор четверостиший.

Ход игры

Дети становятся на свои квадратики и выполняют движения, характерные для изображения на карточке, которую показывает ведущий в сопровождении слов. После выполнения упражнения дети возвращаются в свои «домики».

Ведущий (В.).

По болоту я хожу,

Во все стороны гляжу,

Часто нагибаюсь,

Клюковкой питаюсь.

Потом ровно постою

И немного отдохну.

(Встать на квадрат и под музыку тянуть руки вверх.)

Шея жирафа длинна и гибка,

Ветки жираф достаёт свысока.

(Ходьба гуськом вокруг квадратиков.)

Как-то летним вечерком

Утята в стайке шли гуськом.

Шли они на пруд купаться,

Порезвиться, поплескаться.

(На голове у детей «блинчики» или другие приспособления.)

Ветер северный подул: «с-с-сс»

И все листья с липы сдул.

(Изображают ветер.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Методические указания. Воспитатель обращает внимание на качество выполнения того или иного движения.

«ПТИЦЫ НА ВЕТКАХ»

Цель: формировать навыки правильной осанки у детей-дошкольников; развивать умение бегать не наталкиваясь друг на друга.

Оборудование: гимнастические скамейки (для детей старшего дошкольного возраста).

Ход игры

Дети делятся на две команды («Синицы» и «Снегири»). Стоят на гимнастических скамейках («ветках») с красивой осанкой (спина прямая, голова и подбородок приподняты). По сигналу воспитателя: «Птички могут полетать, кошки вроде не видать…» дети бегают («летают») по залу, размахивая руками, как птица крыльями.

Воспитатель читает стихотворение:

Кошка выспалась немножко,

Хочет птичек пощипать,

Нужно всем быстрей на ветки,

Чтобы в пасть к ней не попасть…

Появляется «кошка». Дети должны забраться на гимнастические скамейки и принять ранее обусловленную позу (спина прямая, руки чуть в стороны). Выигрывают те, кто раньше и правильнее примет позу.

Методические указания. Воспитатель предупреждает и следит за тем, чтобы дети аккуратно, не толкаясь, забирались на гимнастические скамейки, при необходимости помогает им.

«Кошке» предлагается только имитировать погоню за птицами. Воспитатель обращает внимание на то, что у неё очень грациозная походка и гибкая спинка.

С младшими дошкольниками лучше проводить эту игру без использования гимнастических скамеек.

«СТОЙ»

Цель: развивать координационные способности, ритмичность, умение принимать правильную осанку по сигналу; воспитывать внимание, самостоятельность.

Оборудование: не требуется.

Ход игры

Дети находятся на площадке и под музыку выполняют танцевальные движения, предложенные водящим, т.е. воспитателем, или одним из детей (самостоятельно, в парах, тройках и четвёрках). Музыка замолкает, дети принимают стойку «оловянного солдатика», фиксируя правильную осанку. Водящий внимательно осматривает детей, их осанку, выделяет лучших после каждой остановки.

Я солдатик оловянный,

На посту стою — не дрогну,

Проходи своей дорогой,

За осанкой слежу строго!

Методические указания. Сначала оценивается индивидуальное, затем парное и т.д. выполнение предложенных заданий. Выигрывает тот, кто правильнее всех справится с заданием.

«ПЕРЕБЕЖКИ, ПЕРЕХОДЫ»

Цель: развивать быстроту, ловкость; формировать правильную осанку; воспитывать желание быть крепким и здоровым.

Оборудование: «блинчики».

Ход игры

Игроки строятся в шеренгу за стартовой линией. По команде педагога дети бегут по прямой к финишу (дистанция 10—15 метров), поворачиваются кругом, кладут на голову «блинчик» и шагом, соблюдая правильную осанку, возвращаются на стартовую линию. Отмечаются три первых победителя.

Методические указания. Игра проводится с группой детей (6—8 человек) на ровной площадке.

«ПОЛЕЗНЫЕ  ДВИЖЕНИЯ»

Цель: развивать координационные способности; воспитывать внимание; учить выполнять упражнения, направленные на коррекцию осанки.

Оборудование: не требуется.

Ход игры

Сначала в роли водящего выступает воспитатель. Он показывает ряд упражнений, направленных на формирование правильной осанки, и объясняет, почему эти движения полезны, какие мышцы укрепляют. Дети повторяют. Ребёнок, который выполняет упражнения лучше всех, становится водящим.

У меня спина прямая,

Я наклонов не боюсь,

Наклоняюсь, прогибаюсь,

поворачиваюсь.

Ах, красивая спина,

Посмотрите на меня!

Методические указания. Воспитатель помогает детям объяснять полезность того или иного движения.

Боковец Ю.

Источник: https://vscolu.ru/zdorove-detej/uprazhneniya-dlya-formirovaniya-pravilno-osanki-dlya-detej-4-6-let.html

«Формирование у детей правильной осанки»

Формирование правильной осанки у ребенка, дошкольника, подростка: советы, упражнения, оборудование для занятий

Татьяна Бойко
«Формирование у детей правильной осанки»

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно важные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.

В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи.

Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный вешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка.

Болезни позвоночника – одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации.

Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте.

Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических)изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад.

Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника.

Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными.

Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах.

На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы.

При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников.

Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи.

Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания.

Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки.

В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется.

Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка.

Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку.

Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.

Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).

Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребенка. Только общими усилиями воспитательного учреждения, семьи, при активном участии и контроле медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей.

Главные причины нарушения осанки недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы. Многие дошкольные учреждения не имеют спортивных залов, оборудованных спортивных площадок для проведения физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.

В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, являются гимнастические упражнения с различными предметами.

Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове.

Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.

Упражнения для малышей чаще носят игровой характер: имитируют движения животных, птиц и др. Главное – вызвать у детей желание двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, перекатывается несколько раз в одну, потом в другую сторону; тянется вверх, изображая «великана».

Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой,утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения : прогибание спины с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др.

Очень эффективны упражнения, особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой и соревновательной форме,например: «лыжник» – приседание с отведением рук назад; «кошка» – ходьба на четвереньках с прогибанием и выгибанием спины; «Кто лучше и точнее выполнит упражнение»; «Делай как я» и др.

Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки, и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела.

Волшебная палочка

Исходное положение – ноги на ширине плеч, опущенные руки держат палку за концы. Поднять руки вверх, завести палку за спину. Сделать наклон влево, затем вправо. Вернуться в исходное положение.

Маленький силач

На любой детской площадке есть турник, но лучше всего выполнять это упражнение на шведской стенке. Крепко держась руками за перекладину, согнуть ноги под прямым углом и пробыть в таком положении несколько секунд. Кто сможет дольше?

Ласточка

Это упражнение на растяжку полезно для укрепления позвоночника и тренировки вестибулярного аппарата. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены. Отвести правую ногу назад, руки в стороны и замереть.

Повторить упражнение с левой ноги.

Велосипед

Исходное положение – лежа на спине. Ребенок должен «покрутить педали велосипеда» или показать ножками «ножницы». Упражнения, укрепляя брюшной пресс, формируют правильную осанку.

Кошка сердится

Исходное положение – стоя на четвереньках.Пусть ребенок представит себя кошкой: «Вот она сердится, фырчит, выгибает спинку. Прогнулась, потянулась. Успокоилась, расслабилась, снова стала доброй!»

Лодочка

Исходное положение – лежа на животе. Малыш должен приподнять согнутые в коленях ножки, обхватить лодыжки руками и начать покачиваться, как лодочка на волнах. Упражнение очень полезно для растяжки.

Лягушка на берегу

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, – на талии. Присесть, опираясь на всю стопу, затем занять исходное положение. Присесть, опираясь на боковую часть стопы. Подняться. Повторить упражнение несколько раз.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики.

Литература.

1. Галанов А. С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. –Волгоград: Учитель, 2009.

3. Красикова И. С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. / И. С. Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.

4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. / О. В. Козырева/.- Москва, 2006.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-formirovanie-u-detei-pravilnoi-osanki.html

Формирование правильной осанки у детей

Формирование правильной осанки у ребенка, дошкольника, подростка: советы, упражнения, оборудование для занятий

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды.

В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.

В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка.

При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз. Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз).

А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нарушается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности.

Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция.

Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника.

Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля.

Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч.

Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине.

Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Формирование правильной осанки

Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).

Малышу в возрасте 2-3 месяцев можно приступать делать упражнения на тренировку мышечных групп, отвечающих за удерживание тела в правильном положении.

Для этого достаточным будет при помощи ладоней поднять ребёнка, переведя из положения «лёжа» в положение «вверх», после чего недолго подержать его на весу.

В этой позиции мышцы и суставы малыша будут двигаться, тренируя при этом все мышечные группы.

После 1,5 лет в игровой форме с ребёнком можно начинать заниматься гимнастикой.

Вместе вы можете «колоть дрова», «по-кошачьи» выгибать спину, «качать воду», ходить по нарисованной линии, словно по канату, кататься по полу, проходить полосу препятствий и т.п.

Можно попросить ребёнка изобразить птичку: лечь на живот, «раскинуть крылья» (развести руки в стороны) и подержаться за щиколотки приподнятых ног.

Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено.

Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения.

Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).

Полезные упражнения

Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.

  • Ребёнок стоит на одной ноге или ходит по бревну.
  • Держа за спиной обруч, ребёнок делает наклоны в стороны.
  • Держа в руках гимнастическую палку, ребёнок приседает, стоя на носках.
  • Разведя руки в стороны, ребёнок делает наклоны назад.
  • Поставив ноги врозь и держа в руках гимнастическую палку, ребёнок, прогнувшись, делает наклоны вперёд.
  • Ребёнок поднимает ноги вверх, лёжа на спине.
  • Ребёнок ползает на четвереньках.
  • Ребёнок, сохраняя правильную осанку, ходит, удерживая какой-либо груз на голове.
  • Опущенными руками ребёнок держит гимнастическую палку за концы и поднимает руки вверх, заводя палку за спину, после чего чередует наклоны влево и вправо.
  • Используя турник или шведскую стенку, ребёнок, крепко обхватывая руками перекладину, сгибает ноги под прямым углом и находится в таком положении в течение нескольких секунд.
  • Находясь в положении «ноги вместе, руки опущены», ребёнок отводит правую ногу назад, а руки разводит в стороны и замирает, после чего повторяет упражнение с левой ноги.
  • Лёжа на спине, ребёнок при помощи ног «крутит педали велосипеда» или изображает «ножницы».
  • Лёжа на животе, ребёнок приподнимает согнутые в коленях ноги, обхватывает лодыжки руками и начинает покачиваться, как лодочка на волнах.
  • Стоя перед зеркалом, ребёнок, чередуя, сначала нарушает, а потом исправляет осанку.
  • Ребёнок прислоняется к стене пятью точками (затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки). Эти точки являются основными изгибами нашего тела наружу и в норме должны соприкасаться со стеной. После этого он выполняет различные движения, к примеру, приседания или разведение ног и рук в стороны, напрягая мышцы в среднем по 5 секунд.

Заключение

Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку «Сядь прямо» или «Не сутулься» конечно, нужно, но этого всё же недостаточно.

Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример.

Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!

Источник: https://azbyka.ru/zdorovie/formirovanie-pravilnoj-osanki-u-detej

Упражнения для осанки у детей: ее нарушение у ребенка дошкольного возраста, гимнастика или ЛФК для коррекции в домашних условиях

Формирование правильной осанки у ребенка, дошкольника, подростка: советы, упражнения, оборудование для занятий

Сейчас практически у каждого третьего ребенка наблюдаются проблемы с позвоночником, и возраст самых маленьких пациентов в среднем составляет 5 лет. Очень часто родители упускают первые признаки сколиоза, и обращаются к врачу, когда искривление начинает заметно прогрессировать.

Между тем, своевременная диагностика является очень важным условием для успешного лечения болезни, и чем меньше возраст ребенка, тем легче его кости поддаются корректировке. Лечебный процесс основан на применении специальных упражнений, и ЛФК при сколиозе у детей имеет свои особенности.

Лечебная физкультура дает положительный эффект при сколиозе первой и второй степени. В более запущенном состоянии исправить искривление с помощью одних только упражнений не получится, и даже комплексное лечение не гарантирует стопроцентный результат.

ЛФК выполняет сразу несколько задач:

  • снижает нагрузки на позвоночник и равномерно ее распределяет на весь корпус;
  • восстанавливает мышечный корсет;
  • укрепляет связки;
  • корректирует осанку;
  • нормализует кровообращение и дыхательные функции;
  • останавливает прогрессирование болезни;
  • улучшает общее состояние.

Регулярные занятия позволяют постепенно выровнять позвоночник до нормального состояния и предупредить новые деформации.

Но если подростки относятся к таким занятиям более-менее ответственно, то детям, особенно дошкольникам, стандартные упражнения быстро надоедают, что сказывается на качестве гимнастики и ее результативности. По этой причине при выборе комплекса ЛФК для конкретного пациента врач учитывает не только индивидуальные характеристики организма, но и возраст ребенка.

Детям-дошкольникам комплекс упражнений должен подаваться в игровой форме, при этом предпочтительнее групповые занятия, например, с родителями или сверстниками в кабинете ЛФК. Все упражнения должны быть максимально простыми, а длительность одного сеанса – не больше 15 минут. Приветствуется музыкальное сопровождение – так ребенку заниматься интереснее, он проявляет больше активности.

Для детей старшего возраста длительность занятий увеличивают до 20-30 минут, простые упражнения чередуются с более сложными. Чтобы ребенок мог самостоятельно корректировать свою осанку, в комнате для занятий рекомендуется установить большое зеркало. Помещение должно хорошо проветриваться, а температура воздуха во время занятий не должна превышать 20 градусов.

В некоторых ситуациях лечебная физкультура может ухудшить состояние ребенка, поэтому, прежде чем приступать к занятиям, убедитесь в отсутствии противопоказаний. К ним относятся:

  • острые воспалительные процессы в организме;
  • обострение хронических болезней;
  • быстрое прогрессирование сколиоза;
  • боли в позвоночнике или конечностях;
  • высокая температура;
  • врожденные патологии сердечно-сосудистой системы.

Проблемы со здоровьем не всегда имеют выраженный характер, и многие родители могут даже не догадываться о наличии каких-то недугов у ребенка.

Именно поэтому назначать ЛФК и подбирать конкретный вид упражнений должен лечащий врач, и только после полного обследования пациента.

В дальнейшем нужно регулярно проходить осмотр, чтобы врач мог контролировать лечебный процесс и при необходимости вносить корректировки.

Во время занятий следует придерживаться назначенных упражнений и не проявлять излишнюю активность. Есть определенные действия, которые противопоказаны при сколиозе:

  • прыжки и резкие рывки корпуса;
  • элементы акробатики – мостик, стойка на руках, кувырки через голову и так далее;
  • длительное пребывание в одной позе;
  • сильные перегибы позвоночника и развороты в стороны;
  • подъем тяжестей.

При 1 и 2 степени сколиоза детям нельзя заниматься спортивной гимнастикой, танцами, активными видами спорта, беговые упражнения допускаются в разумных пределах.

Признаки сколиоза достаточно характерны, и выявить их самостоятельно совсем не сложно. Сначала попросите ребенка, чтобы он стал ровно и опустил руки вдоль туловища.

Посмотрите на спину: в нормальном состоянии позвоночник прямой и располагается точно по центру, лопатки имеют одинаковую форму и находятся на равном расстоянии от позвоночника, плечи на одной линии.

Далее попросите ребенка нагнуться вперед: позвонки должны выделяться все одинаково, а спина оставаться симметричной.

Если одна сторона спины более выпукла, лопатки отличаются по форме или развернуты под разными углами, позвоночник имеет дугообразную форму – это явные симптомы искривления. Обнаружив хотя бы один из них, следует отвести ребенка к ортопеду для более детального обследования. Врач определит степень искривления и подберет самый оптимальный способ лечения, в том числе и комплекс упражнений.

Для упражнений нужно подготовить напольный коврик, гимнастическую палку и фитбол, проветрить помещение. Очень важно, чтобы форма и обувь для занятий была удобной, «дышащей», не мешала движениям и ничего не сдавливала. Нельзя приступать к упражнениям на полный желудок: прием пищи должен быть не меньше чем за полтора часа до этого.

Все занятия начинаются с разминки. Дети должны походить на носочках, подвигать руками в разные стороны, выполнить потягивания и наклоны, хорошенько разогреть мышцы. Для разгрузки позвоночника полезно подвигаться на четвереньках: малышей можно попросить изобразить животных, например, кошку или собаку. После разминки можно приступать к основному комплексу.

Иллюстрация Описание упражнения

Упражнение 1Ребенок ложится на спину, выпрямляет ноги, руки – вдоль туловища. Далее одновременно поднимает обе руки вверх, касаясь пола и максимально вытягивая позвоночник. Обе лопатки тоже должны прижиматься к полу. Хорошо потянувшись, опускаем руки обратно, и так несколько раз.
Упражнение 2Лежа на спине, сгибаем руки в локтях и прижимаем к телу, одновременно упираясь локтями в пол. Поднимаем грудную клетку вверх, стараясь прогнуть позвоночник как можно сильнее. Задержавшись в таком положении 1-2 секунды, опускаемся снова на пол. Повторять нужно около 5-6 раз.
Упражнение 3Лежа на спине, руки нужно согнуть в локтях, кисти положить на пояс. Далее поднимаем одну ногу вверх, не сгибая, и вытягиваем носок насколько возможно. Опускаем эту ногу, поднимаем вторую. Повторять нужно 5-6 раз.
Упражнение 4Выполняем упражнение «лодочка». Ложимся на живот, выпрямляемся, руки вытягиваем вперед и соединяем вместе. Теперь нужно одновременно оторваться от поверхности ногами и руками, напрягая мышцы спины. Тянемся руками и носочками 2-3 секунды, после чего опускаемся на пол и расслабляем спину.
Упражнение 5Выполняется в положении сидя. Нужно выпрямить спину, вытянуть ноги перед собой, а потом согнуть одну ногу и рукой притянуть колено к груди. Выгибать спину нельзя, носок второй ноги следует старательно вытягивать вперед. Держать позу несколько секунд, затем вернуться в прежнее положение. Повторить с другой ногой.
Упражнение 6Лежа на спине, ноги сгибают и подтягивают колени к груди. Обхватывают их руками и поднимаются в положение сидя. Спину нужно держать прямо, плечи расправить, поднять подбородок. Выполнять не меньше 3 раз.
Упражнение 7Выполняется стоя. Берем в руки гимнастическую палку и заводим за спину. С обеих сторон палку удерживаем согнутыми руками. Теперь необходимо одновременно потянуть оба конца палки вперед, прижимая ее к спине и оставаться в таком положении секунд 10-15. Можно походить так по кругу, выполнить несколько наклонов в стороны, приседания.
Упражнение 8Лежа на животе, вытягиваем руки вперед и берем гимнастическую палку. Напрягая мышцы спины, поднимаем корпус вверх и отрываем палку от пола на 10-15 сантиметров. Опускаемся и расслабляем мышцы. Повторять минимум 5 раз.
Упражнение 9Стоя у стены, нужно плотно прижаться к поверхности головой, плечами, ягодицами и пятками. Плечи должны быть расправлены, подбородок поднят. В такой позе следует оставаться около минуты.
Упражнение 10Выполняется на четвереньках. Одну ногу вытягиваем как можно сильнее назад и наклоняем корпус к полу, стараясь прикоснуться грудной клеткой к поверхности. Подбородок нужно держать поднятым. Возвращаемся в исходную позицию и повторяем с другой ногой. Достаточно по 2 упражнения для каждой ноги.
Упражнение 11Садимся на пол, ноги подгибаем под себя. Наклоняемся вперед, максимально вытягивая руки и касаясь ладонями пола. Остаемся в такой позе на 4-5 секунд, выпрямляемся.
Упражнение 12Сидя на полу, вытягиваем ноги перед собой, ладонями упираемся в пол за спиной. Одну ногу сгибаем в колене, подтягивая к себе, и опускаем обратно, одновременно сгибая вторую ногу. Спина должна оставаться прямой, плечи расправлены.

Хорошие результаты дают растягивания на шведской стенке, фитболе, упражнения «ножницы» и «велосипед».

Очень полезно при сколиозе ходить с книгой на голове: стараясь удержать книгу, ребенок тренирует мышцы спины и шейного отдела, выравнивает осанку. Делать это нужно хотя бы раз в день, по 5-10 минут.

Приучите ребенка ходить с книгой на голове и держать спину ровно.

Профилактика сколиоза

Чтобы предупредить заболевание, необходимо как можно раньше приучать детей к физической активности: делать регулярно зарядку, отдавать предпочтение активным, а не компьютерным играм, больше проводить времени на свежем воздухе. Обязательно контролируйте, сколько времени ребенок проводит перед телевизором, компьютером или с гаджетами, ведь именно это провоцирует развитие сколиоза чаще всего.

Детская кровать должна соответствовать росту ребенка, быть максимально удобной. Матрас рекомендуется выбирать ортопедический, в меру жесткий, чтобы позвоночник не прогибался во время сна.

Стол, за которым ребенок занимается, и стул должны также выбираться по росту, быть устойчивыми и удобными. Когда малыш сидит за столом, контролируйте его осанку.

Источник:

Какой комплекс упражнений показан при искривлении осанки у детей?

Нарушение осанки само по себе не болезнь, но оно нередко приводит к неприятным для всего здоровья последствиям. Подвижность грудной клетки из-за искривления осанки снижается.

А еще ухудшается амортизация позвоночника, работа нервной, сердечно сосудистой и дыхательной систем тоже нарушается.

Заметить искривление могут и сами родители, хотя диагноз, конечно, ставит только врач. Если у малыша сгорбленная спинка, плечи находятся не на одном уровне, если они выпячивают животик — это однозначное искривление, точно патология.

И чаще имеется ввиду (около 30%) сколиоз — боковое искривление ПС (позвоночного столба). Комплекс упражнений при искривлении осанки у детей представим в статье.

Что включает в себя понятие?

Осанкой принято считать естественное положение тела стоя, сидя либо в процессе ходьбы.

Голова держится прямо, физиологичные изгибы позвоночного столба проявляются равномерно, лопаточки и плечики на одной линии — это и есть правильная осанка. Гиперважно, чтобы формировалась она с детства, когда еще довольно гибкая костная система.

Источник: https://ds10-lazorik.ru/prochee/kakie-byvayut-uprazhneniya-dlya-osanki-u-detej.html

КостиЗдоровы
Добавить комментарий